Previous Entry Share Next Entry
ПОГАШЕННАЯ ЗВЕЗДА. Памяти Натальи Стрельченко.
Van Dongen
lit_vel

Сегодня я горюю и поминаю одарённейшую женщину, с которой меня свела судьба. Английские газеты сообщили о трагической гибели пианистки Натальи Стрелле (Стрельченко). И сразу всполошился Интернет.  Ах, как жаль её! Как жаль! И какая потеря для музыки! Она менее известна, чем победители больших конкурсов. Но пианисткой была потрясающей. Просто её нервная натура холерика не выносила атмосферы напряжения и интриг, всегда сопутствующих  конкурсам (так когда-то заболевал  от турниров непревзойдённый шахматный гений Таль), и она их избегала. Зато охотно играла по всему миру на фестивалях, и очень много концертировала, была в спросе – её концертному графику могли позавидовать многие музыкальные звёзды.
Я её встретила в Осло, когда моя дочь Валерия – в порядке любезности – устроила ей, аспирантке  консерватории, концерт для дам из клуба “Интернейшнл Форум” при норвежском Министерстве иностранных дел и наших  посольских сотрудников (в посольском же и особняке).
И дочь чуть не возненавидела солистку за её экстравагантные капризы и сюрпризы. Но сыграла эта выпендрёжница чудесно! Простили.
Парой лет позже мы слушали её в Хаймюзикскуле, то есть консерватории, в одной из её программ на соискание докторской степени. Играли две пианистки: румынка с концертом Бетховена и Наташа – с концертом Равеля для левой руки (есть такой, написан для потерявшего правую пианиста; очень сложный). Румынское посольство было в полном составе, из приглашённого российского – ни души. (“Ну мы же её уже слышали”, - сказал мне один из [имя существительное]) А играла наша лучше: та ученически следовала за оркестром, а эта вела оркестр за собой! Очень музыкально вела, с тонким пониманием стиля. Много концертов я забыла, но этот – никогда.
И когда ешё позже она пригласила меня послушать оба  фортепианных концерта Шопена, играемых в один вечер, я не выдержала: взяла у неё интервью и написала второй очерк в мой цикл “Портреты”.  Думаю, манчестерская газета “Achievements” повторит его теперь. А играла она Шопена как раз с камерным коллективом,  менеджером которого был её будущий муж – Джон Мартин, которого сейчас и обвиняют в её злодейском убийстве.  Тогда польщённая моим интервью Наташа пригласила меня послушать её в Культурном Центре Сони Хени в Осло, где она играла “Мефисто-вальс” Листа и что-то ещё. И сегодня в тексте о её гибели я по сноске попала на именно то её выступление! Ну слёзы и потекли, естественно.
Наташа была сложным человеком. Думаю, рядом с ней было нелегко. Но музыка ревнива. И на том высочайшем уровне искусства, какого достигают немногие, редко встретишь людей с безмятежной семейной судьбой. А такого фанатично преданного музыке человека, полностью, абсолютно ей преданного, когда музыка – само дыхание человека, я вообще не встречала. Их - единицы! “Я счастлива только за инструментом, – сказала мне она когда-то, - всё остальное время я иду к нему”. Вот так призвание становится судьбой. Но судьба бывает и жестока.
Ах, Наташа!..


  • 1

Какая ужасная новость. Я никогда не бывала на ее концертах, к сожалению . Безумно жаль.


  • 1
?

Log in